×
Мониторинг конкурентов 15.10.2025

Какую информацию можно получить с обзорных фотографий магазина?

Почему ритейл заказывает обзорные фотографии в отчете мониторинга и как их увидеть в сервисе?

На соседней улице открылся новый магазин: в чем его уникальность? Какой ценовой политики придерживается? За каким ассортиментом придет покупатель? 

Для исследования локального рынка сетевой ритейл традиционно заводит новое задание мониторинга и включает дополнительные обзорные фотографии магазина. Зачем это делать? И какую информацию ритейл получает с обзорных фото – разбирались в этой статье.  

Мерчандайзинг и выкладка товаров

Что можно проанализировать: 

  • Принцип выкладки товаров. Как товары сгруппированы: по брендам, по категориям, по стилю. Используется ли перекрестный мерчандайзинг (например, кофе рядом с кружками).
  • Заполненность полок. Как организованы товары на полках, сколько уникальных позиций и сколько повторов, насколько чисты и аккуратны сами полки, выглядят пустыми или заполненными? – эти и другие параметры позволят сделать выводы об уровне запасов и оборачиваемости товара. 
  • Какие товары выделены. Где находятся KVI товары и акционные зоны? Как используются горки, стеллажи, торцевые блоки полок, островные конструкции? Есть ли промо-стойки или дополнительные места продаж? 

Анализируя использование пространства, выкладку товаров, зонирование, ритейл оценивает удачные приемы и слабые места, чтобы сократить время на собственные эксперименты и правильно подсветить покупателю нужный ассортимент для увеличения среднего чека. 

Стратегия и позиционирование

С обзорных фотографий магазина невозможно получить и, тем более, оцифровать все цены на весь ассортимент магазина. Для этого существуют задания мониторинга, мобильное приложение для выполнения этих заданий и детальный отчет со всей обработанной информацией. Но, по обзорным фото можно сделать выводы о следующем: 

  • Кто целевая аудитория магазина. По тому, какие бренды и товары выставлены на видных местах, можно понять ценовой сегмент, на который делает ставку магазин.
  • Какая ассортиментная политика. Сколько брендов представлено в одной категории? Сколько SKU? Какие уникальные товары, новинки, собственные торговые марки представлены в магазине? Сколько места на полках отведено под них?

Понимая стратегию, позиционирование и общее ценообразование конкурента, ритейл может грамотно отстраиваться, занимая свою нишу, на кого он ориентирован: на массового покупателя с низкими ценами или на премиальную аудиторию, ценящую сервис и опыт. Это помогает скорректировать собственную стратегию.

Планировка и навигация

Здесь ритейл изучает:

  • Организацию покупательского потока. Как проложен основной маршрут движения по магазину? Какие товары находятся слева и справа по ходу движения? Есть ли "слепые зоны", куда покупатели не доходят? Где расположены кассы? 
  • Зонирование. Как разделены зоны для разных категорий товаров? Где находится кассовая зона, зона примерочных, зона отдыха (что важно для ритейла одежды и обуви)? –  анализируем разделение пространства по типу товаров или функционалу. 
  • Навигацию и указатели. Видны ли ценники и указатели категорий? Какие визуальные подсказки используются? Насколько легко ориентироваться в магазине? 

При анализе планировки магазина и навигации по нему можно делать выводы о покупательском опыте, времени проведения в магазине, а также внедрить удачные решения в свою сеть. 

Брендирование и атмосфера

За счет обзорных фотографий можно систематизировать данные:

  • Оформление магазина. Используются ли фирменные цвета, логотипы, вывески, таблички, указатели? Какие материалы и цвета используются в оформлении — это говорит о позиционировании.
  • Внешний вид и чистота. Какое создается общее впечатление от магазина? Чистые ли полы, аккуратные ли полки? Как выглядит персонал?
  • Освещение. Какое освещение используется — теплое или холодное, яркое или приглушенное? Какие акценты выделяет? Какие товары подчеркивает? 
  • Рекламные и POS-материалы. Какие рекламные стенды установлены в магазине? Какие промо кампании проводятся? Какие специальные рекламные материалы используются?  

Такой анализ поможет оценить эффективность маркетинговых активностей конкурента, выявить приоритеты и уязвимые места.

Как получить обзорные фотографии?

В сервисе офлайн мониторинга Metacommerce offline пользователи могут дополнительно получить обзорные фотографии магазинов. Есть несколько способов это сделать: 

Добавить к KVI заданиям. Если фотографий не много, то можно добавить обзорные фотографии стеллажей, полок, зонирования к KVI заданиям в мобильном приложении. Так, менеджер увидит не только цену товара, но и дополнительные фотографии. 

Заказать дополнительно. Если нужно получить обзорные фотографии разных магазинов в разных городах, то обратитесь с заданием к вашему менеджеру. Наши специалисты помогут аудиторам правильно оформить и прислать фотографии, систематизируют файлы и отправят вместе с отчетом мониторинга. 

Примеры: 

Здесь мы собирали данные по Яндекс Лавке

А тут хвастались тем, что исследовали самое большое Золотое Яблоко в Москве

Еще фотографировали полки книжного магазина и издательства

Хотели бы получать больше данных о конкурентах? Оформляйте задание в сервисе Metacommerce offline или пишите нам, чтобы расширить данные для исследования.
Получать больше данных

Хотите протестировать сервис на своих данных? Заполните форму